В том, что молодежь не смеется над устными анекдотами, виноваты мемы

 

Петербургские ученые нашли связь между уровнем интеллекта и увлеченностью мемами

Человеческий интеллект изучили на основе понимания подопытными многозначных текстов – вербальных шуток, двойственных изображений, притч и мемов.

В роли испытуемых выступили более 300 человек от 18 до 29 лет. Механизмы интеллекта изучали сразу на четырех уровнях: феноменологическом, поведенческом, психофизиологическом и генетическом.

Авторов исследования удивило, что практически все  показали несоответствие принятой в психологии интеллекта норме. В частности, у испытуемых возникали трудности с сопереживанием и поиском дополнительных смыслов.

– Многим людям сейчас действительно непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались базовыми для ученика средней школы, причем не самого успевающего.  Сейчас на планете живет несколько поколений, выросших в принципиально разных информационных условиях и потому использующих различные интеллектуальные практики, отмеают ученые.

Так, смешные истории, рассказанные устно, молодежь воспринимает как анахронизм, и потому смысл даже простых анекдотов становится многим молодым людям непонятен. Юмор «ушел в интернет»: люди отправляют друг другу смешные картинки с подписями в соцсетях или показывают их на экранах телефонов. Иначе говоря, «мемчики в топчике». Другие черты современных шуток – краткость и ситуативность.

Причина, считают ученые, в многократно увеличившемся потоке информации. За день современный человек перерабатывает столько данных, на «переваривание» которых его предки тратили неделю. При этом большая часть этой информации – заведомый мусор, но организованный настолько ярко и эмоционально, что молодой психике очень сложно ему сопротивляться.

– Информация сама направляет человека: яркий заголовок, выделенные жирным шрифтом главные мысли.  В итоге читатель постепенно разучивается самостоятельно просеивать текст, решая, какая мысль заслуживает глубокой проработки, а какая – второстепенная. Если этому не учить специально, мышление может остаться на подростковом уровне.