ЦИК: Процесс подведения итогов идёт согласно законодательству

 

Процесс подведения итогов парламентских выборов ведется согласно законодательству. Об этом сообщает пресс-служба ЦИК.

Сначала комиссия должна подсчитать голоса по одномандатным округам, а затем – по единому избирательному округу.

Отмечается, что по одномандатным избирательным округам подсчитываются голоса, отданные за кандидатов, включенных в бюллетень, и голоса, отданные за позицию “Против всех”.

Процедура подсчета голосов по пропорциональной системе — сложнее. Сначала участковые избирательные комиссии в присутствии представителей политических партий и наблюдателей сортируют избирательные бюллетени отдельно по каждой политической партии и за позицию “Против всех”.

Затем производится подсчет бюллетеней в каждой стопке за партии, и результаты заносятся в протокол №2. Далее рассортированные бюллетени с голосами за каждую политическую партию раскладываются по стопкам по номерам всех кандидатов в списке каждой из этих партий. Подсчет осуществляется гласно, открыто с возможностью визуального ознакомления.

Каждый голос в каждом бюллетене заносится в протокол. Протокол, заверенный печатью, выдается всем наблюдателям, присутствующим на избирательном участке при подсчете голосов.

Участковая избирательная комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов об итогах голосования и принимают решение по каждой жалобе (заявлению).

Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания вместе с отчетами автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации, избирательные бюллетени складываются в сейф-пакет и доставляются в ОИК председателем УИК в сопровождении представителей политических партий.

Окружная избирательная комиссия, принимает протоколов участковых избирательных комиссий (об итогах голосования выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по одномандатным и по единому избирательным округам).

При приеме избирательных документов с УИК, члены окружной избирательной комиссии, проверяют правильность заполнения протоколов ручного подсчета, правильность контрольного соотношения данных и полноты приложенных к нему документов, наличие первоначальных чеков идентификации и АСУ, заверенные печатью участковой избирательной комиссии.

В окружной избирательной комиссии на основе протоколов участковых избирательных комиссий системный администратор вручную вводит данные по каждому участку в электронную систему. В связи с тем с введением новой системы необходимо вводить данные протоколов в целом по участку, приложения к протоколам по каждой партии и каждому кандидату от партии, протокол по одномандатному избирательному частку. Это требует несколько больше времени, чем на предыдущих выборах.

После предварительной проверки данные публикуются согласно законодательству.  После чего составляется сводная таблица путем суммирования данных протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий.

По итогам принятых избирательных документов с УИК, окружная избирательная комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, составляется и подписывается протокол итогового заседания избирательной комиссии.

В протокол об итогах голосования заносятся данные о числе УИК, количестве поступивших протоколов, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов УИК.

Окружная избирательная комиссия вправе признать итоги голосования на избирательном участке недействительными:

  1. если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования;
  2. если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, повлиявшие на волеизъявление избирателей;
  3. по решению вышестоящей избирательной комиссии;
  4. по решению суда;
  5. если избирательные бюллетени в ящиках для голосования признаны недействительными.

Под нарушениями, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования, понимаются нарушения положений, связанных с порядком голосования, подсчетом голосов, составлением протокола об итогах голосования на избирательном участке, не позволяющие достоверно определить количество голосов, полученных каждым кандидатом, списком кандидатов.

Под нарушениями, повлиявшими на волеизъявление избирателей, понимаются нарушения, повлиявшие на выражение своей воли избирателями в ходе голосования, подсчета голосов или установления итогов голосования на избирательном участке, связанные с агитацией в день голосования, воспрепятствованием осуществлению избирательных прав гражданами, наблюдением за голосованием, голосованием за других избирателей, вмешательством в деятельность избирательных комиссий, подкупом избирателей.

Решения УИК могут быть обжалованы в трехдневный срок в окружной избирательной комиссии, а решения ОИК могут быть обжалованы в трехдневной срок в ЦИК, а решения ЦИК – в суде.

Согласно ст.37-1 конституционного Закона “О выборах Президента Кыргызской Республики и депуатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”, протоколы об итогах голосования по каждому избирательному участку размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии не позднее 18 календарных дней со дня голосования.