Подписан закон об экономической амнистии

 

Исполняющий обязанности президента Талант Мамытов подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам экономической амнистии». Об этом сообщила пресс-служба аппарата главы государства.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Закон принят Жогорку Кенешем 23 декабря 2020 года.

Инициаторы законопроекта — депутаты Жогорку Кенеша Омурбек Бакиров, Марлен Маматалиев, Гулшат Асылбаева, Салайдин Айдаров, Акылбек Жапаров.

Законопроект подготовлен в целях установления дополнительных государственных гарантий субъектам предпринимательской деятельности, в отношении лиц, участвующих в процессе добровольного декларирования имущества и доходов в период дефицита республиканского бюджета, а также проявление гуманизма к лицам, содержащимся в местах лишения свободы и следственных изоляторах в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Во втором и третьем чтениях «против» проголосовали депутаты Наталья Никитенко, Дастан Бекешев и Айсулуу Мамашова.

Как ранее сообщалось, законопроектом предлагаются следующие поправки.

Инициаторы предлагают внести поправки в Уголовный кодекс. Предлагаемые изменения предусматривают освобождение от уголовной ответственности и наказания в случае добровольного возмещения ущерба лицами, совершившими отдельные преступления:

— против собственности;

— против порядка осуществления экономической деятельности;

— в денежно-кредитной и валютной сфере;

— против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Согласно поправкам, лица, выполнившие условия о добровольном возмещении ущерба подлежат освобождению от ответственности как на стадии расследования уголовного дела и рассмотрения дела судом, так и осужденные, отбывающие наказания лица.

По 6 статьям УК предлагается освобождение от ответственности в случае возмещения ущерба, либо суммы подкупа или получения незаконного вознаграждения в двукратном размере:

— статья 224. Незаконная выдача кредита;

— статья 233. Злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации, совершенное служащим государственного или муниципального предприятия, хозяйственного общества в котором имеется акции или доли государства;

— статья 234. Нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров;

— статья 235. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами, аудиторами, экспертами или оценщиками;

— статья 237. Коммерческий подкуп.

В качестве профилактической меры освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц на основании возмещения ущерба по статьям УК не будут применяться в случае повторного совершения преступления.

Относительно предлагаемых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики

1. Предполагается вступление в силу закона Кыргызской Республики

«О добровольном декларировании имущества и доходов физического лица», которым регулируется основания, порядок, механизмы и условия легализации имущества и доходов.

В свою очередь в целях установления дополнительных гарантий от уголовного преследования со стороны правоохранительных органов предлагаются внести изменения в статью 26 УПК, согласно которым добровольное декларирование имущества и доходов является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или делу о проступке. Прекращение уголовного дела или дела о проступке по данному пункту приравнивается к прекращению производства по реабилитирующему основанию.

2. В целях исключения давления правоохранительных органов на субъектов предпринимательства предлагается статью 106 УПК дополнить нормой, согласно которой в рамках расследования уголовного дела по отдельным статьям УК, мера пресечения в виде заключения под стражу не будет применяться в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Однако данная мера не будет распространятся на лиц, скрывающихся от органа следствия за пределами республики.

3. Также, часть 4 статьи 134 УПК предлагается дополнить нормой, согласно которому основания возникновения права на реабилитацию не распространяются в отношении лица, подозреваемого либо обвиняемого в совершении деяний, ставших объектом добровольного декларирования имущества и доходов.

Налоговый кодекс

1. Предлагается обязать органы Налоговой службы и их должностных лиц не использовать и не разглашать информацию, полученную в процессе изучения декларации, поданной в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования имущества и доходов физическими лицами, против субъекта декларирования (пункт 11 части 1 статьи 51 НК).

2. Одновременно предлагается наделить правом органы Налоговой службы и их должностных лиц на получение у налогоплательщика копии документов согласно пункта 5 части 1 статьи 50 НК в ходе осуществления налогового контроля в порядке, определенном НК, за исключением копии декларации, поданной в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования имущества и доходов физическими лицами.

3. Кроме этого законопроектом предусматривается прекращение налогового обязательства, а также погашение налоговой задолженности по завершению процедуры декларирования, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования имущества и доходов физическими лицами (пункт 7 статьи 68 НК). Данная норма включает в себя безусловные гарантии — признания полностью погашенными все незаявленные налоговые и таможенные обязательства, со стороны лиц легализовавших доходы и имущество.

Декларация по добровольному декларированию, предоставляемая согласно закону, носит вспомогательный характер и не заменяет предоставляемую согласно Налогового кодекса КР ежегодную «Единую налоговую декларацию».

Закон «О государственном социальном страховании»

Предлагается статью 5 закона дополнить примечанием, по которому обязательство по государственному социальному страхованию прекращается, а задолженность считается погашенной при подаче декларации, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере добровольного декларирования имущества и доходов физическими лицами.

Необходимость принятия данной нормы аргументируется тем, что оценка стоимости объекта декларирования осуществляется самим субъектом декларирования. Следовательно, стоимость одного и того же имущества приобретенного за предыдущие годы (например в 2010 году) указанной в декларации в ходе добровольного декларирования в 2021 году может не совпасть с оценкой стоимости данного имущества в 2021 году, то есть через 11 лет. За такое время не только рыночная стоимость данного имущества, но и многое другое может измениться. Вместе с тем, действующее законодательство позволяет в случае выявления камеральным методом (путем сличения без участия самого декларанта, на основании имеющегося в базе данных налоговой службы информации) указанных расхождений осуществлять налоговую проверку по полноте и своевременности уплаты страховых платежей. Принятие предлагаемой нормы не позволит налоговому инспектору, даже в случае нахождения расхождений методом сличения реквизитов заверенной нотариусом добровольной декларации с перечисленными на счет декларанта суммами страховых платежей, находит правовую лазейку для проведения выездной налоговой проверки. В том числе, на основании имеющихся в базе данных органа налоговой службы статистических данных по уплате налоговых и страховых платежей за проверяемый период с целью получения неправомерной выгоды.