Российские ученые открыли «бактерию радости»

Российские ученые обнаружили своеобразную «бактерию радости», представителей которой в организме клинически депрессивного человека значительно меньше, чем у здорового. Новый микроорганизм открыли специалисты Сколтеха и их коллеги из Института общей генетики имени Вавилова РАН, Центра психиатрии и наркологии имени Сербского и психиатрической клинической больницы № 1 имени Алексеева.

Как сообщают «Известия», радость человеку «дарят» микробы Faecalibacterium prausnitzii. Они живут в толстом кишечнике человека, у животных же вовсе отсутствуют. Обнаружить новый вид удалось благодаря анализу набора генов кишечных бактерий – метагенома.

Зная, каких генов в кишечной микробиоте человека с депрессией больше или меньше, можно диагностировать психические заболевания в том числе с помощью анализа кала. Об этом рассказал стажер-исследователь Центра молекулярной и клеточной биологии Сколтеха Алексей Ковтун. Кроме того, можно создавать лекарства для нормализации микрофлоры депрессивных пациентов.

По словам завкафедрой терапии Института профессионального образования Первого МГМУ имени Сеченова Чавдара Павлова, многие микробы в кишечнике выделяют нейромедиаторы, регулирующие мозговые процессы. Но пока возможность менять состав микробиома лишь красивая научная гипотеза, требующая изучения и доказательства, добавил ученый.