Многолетние исследования, которые ведет доцент кафедры психологии Гарвардского университета (США) Элика Бергельсон, показывают, что на умение ребенка говорить влияют только три фактора — и это не развитость страны, где он живет, или уровень образования в семье. Об это сообщается на сайте университета.
Она отмечает, что при изучении языка (или языков, если вокруг говорят на нескольких сразу) ребенок оказывается более успешен, чем любой взрослый. В среднем, первые слова младенцы понимают уже в 6-7 месяцев, в год начинают говорить, а в полтора — происходит языковой «взрыв».
Но как дети проходят путь от азов языка до полноценного разговора? Раньше ученые выдвигали несколько теорий, например, считали, что на речевое развитие влияет социальное положение семьи.
Недавно Бергельсон вместе с французскими коллегами изучила лепет 1001 младенца из 12 стран, которые говорили на 43 языках. Для исследования около детей целый день велась аудиозапись, которую потом обработали с помощью искусственного интеллекта — он анализировал, сколько ребенок говорит и как много речи слышит вокруг себя.
Огромный массив собранных данных позволил выделить три условия — единственные, которые влияют на развитие речи. Это медицинские факторы — например, есть недоношенные или дети с дислексией. Объем живой речи, которую дети получают из мира вокруг. И возраст — ведь только со временем, по мере развития мозга и других органов, развиваются языковые, умственные и социальные способности человека.
При этом не было обнаружено никакой связи между развитием речи и полом детей, количеством языков в окружающем их мире или социальными условиями. А распространенное убеждение о том, что необходимо указывать ребенку на предмет, чтобы он выучил его название, требует проверки — и одно из следующих исследований будет посвящено тому, как учатся говорить слепые и глухие дети.